РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ

ФЕДЕРАЛЬНАЯ СЛУЖБА
ПО ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ СОБСТВЕННОСТИ,
ПАТЕНТАМ И ТОВАРНЫМ ЗНАКАМ
(19) RU (11) 104536 (13) U1
(51)  МПК

B63H1/04   (2006.01)

(12) ПАТЕНТ НА ПОЛЕЗНУЮ МОДЕЛЬ
Статус: по данным на 06.07.2012 - действует
Пошлина: учтена за 2 год с 08.10.2011 по 07.10.2012

(21), (22) Заявка: 2010141273/11, 07.10.2010

(24) Дата начала отсчета срока действия патента:
07.10.2010

Приоритет(ы):

(22) Дата подачи заявки: 07.10.2010

(45) Опубликовано: 20.05.2011

Адрес для переписки:
620070, Свердловская обл., г.Екатеринбург, ул. Симферопольская, 30, кв. 52, Ткаченко О.К.

(72) Автор(ы):
Ткаченко Олег Константинович (RU)

(73) Патентообладатель(и):
Ткаченко Олег Константинович (RU)

(54) СУДОВОЙ ДВИЖИТЕЛЬ

(57) Реферат:

Полезная модель относится к судостроению и может быть использована в качестве движителя для скоростных судов. С целью повышения скорости и эффективности работы, судовой движитель содержит гребные колеса 1 с лопастями 2, установленные по бортам корпуса судна 3 на осях вращения 4, расположенных под прямым углом к направлению движения. Лопасти 2 выполнены с гидродинамическим профилем, выпуклая часть которых направлена в сторону оси вращения 4, гребного колеса 1, и повернуты от касательной 5 к окружности 6 гребного колеса 1 под острым углом «α» в сторону вращения гребного колеса 1, 1 н.п.ф., 2 илл.

Полезная модель относится к судостроению и может быть использована в качестве движителя для скоростных судов.

Известен судовой движитель, содержащий гребной винт, установленный под кормой судна на оси вращения, расположенной параллельно направлению движения, при этом лопасти гребного винта имеют гидродинамический профиль, который работает под определенным углом наклона к водному потоку, отбрасывая, (ускоряя его) и образуя таким образом упор (книга «Разъездные, туристические и спортивные катера; автор X.Баадор, изд. «Судостроение», Ленинград, 1976 г. стр. 269-275 рис.207).

Известный судовой движитель не эффективен для эксплуатации на мелководных реках, на перекатах с малыми глубинами и высокими скоростями течения.

Для эффективной работы гребной винт должен быть полностью погружен в воду, поэтому он установлен под днищем судна в кормовой части и при прохождении мелководья лопасти гребного винта ломаются.

Наиболее близким к предлагаемому устройству является судовой движитель, содержащий гребные колеса с плоскими радиальными лопастями, установленные по бортам корпуса судна на осях вращения, расположенных под прямым углом к направлению движения (книга «Самые большие корабли» автор О.А.Бережных, изд. «Судостроение», Ленинград 1985 г. стр.55 колесное судно «Алекто»).

По сравнению с движителем с гребным винтом, движители с гребными колесами имеют преимущества: возможность работы на мелкой воде; создание в условиях мелководья большей, по сравнению с гребным винтом тяги за счет возможности увеличения ширины гребных лопаток; удобство ремонта без ввода судна в док.

Недостатками движителя с гребным колесом являются низкое число оборотов и низкий коэффициент полезного действия (К.П.Д.) из-за радиального расположения плоских гребных лопаток, что ограничивает скорость судна. Кроме того, заглубленность корпуса судна при движении увеличивает его гидродинамическое сопротивление и также ограничивает скорость движения.

Полезная модель решает задачу повышения скорости и эффективности работы.

Для достижения поставленной цели заявленная полезная модель - судовой движитель содержит следующие, выраженные определенными понятиями существенные признаки, сущность которых направлена на решение одной задачи.

Полезная модель содержит гребные колеса с лопастями, установленные по бортам корпуса судна на осях вращения, расположенных под прямым углом к направлению движения.

По отношению к наиболее близкому аналогу у заявленной модели имеются следующие отличительные признаки. Лопасти выполнены с гидродинамическим профилем, выпуклая часть которых направлена в сторону оси вращения гребного колеса и повернуты по отношению к касательной к окружности гребного колеса под острым углом в сторону вращения гребного колеса.

Совокупность существенных признаков полезной модели в отличии от прототипа позволяет повысить скорость и эффективность работы.

Повышение К.П.Д. и эффективности работы достигается выполнением лопастей с гидродинамическим профилем и поворотом их выпуклой части под углом в сторону оси вращения, а вогнутой - в сторону набегающего водного потока, который создает подъемную силу, аналогично крылу самолета и выталкивает корпус судна из воды. При этом снижается гидродинамическое сопротивление и увеличивается скорость судна, а низкая осадка позволяет преодолевать мелководье на высокой скорости. При малой скорости, когда корпус судна заглублен, судно преодолевает мелководье как автомобиль, опирающийся гребными колесами на дно водоема, а лопасти выполняют функцию грунтозацепов.

По имеющимся сведениям, совокупность существенных признаков, характеризующих сущность заявленной полезной модели, не известна из уровня техники, что позволяет сделать вывод о соответствии полезной модели критерию «Новизна».

Совокупность существенных признаков, характеризующих сущность полезной модели, в принципе, может быть многократно использована в судовых движителях.

Сущность полезной модели поясняется чертежами. На фиг.1 изображен общий вид судового движителя; на фиг.2 - тоже вид сбоку.

Судовой движитель содержит гребные колеса 1 с лопастями 2, установленные по бортам судна 3 на осях вращения 4, расположенных под прямым углом к направлению движения. Лопасти 2 выполнены с гидродинамическим профилем, выпуклая часть которых направлена в сторону оси вращения 4 гребного колеса 1, и повернуты от касательной 5 к окружности 6 гребного колеса 1 под острым углом «α» в сторону вращения гребного колеса 1.

Работает устройство следующим образом:

На мелководье, когда гребное колесо 1 опирается на дно водоема, оно работает как автомобильное колесо, а лопасти выполняют функцию грунтозацепов. При выезде на глубоководье увеличивается скорость вращения гребных колес 1. Набегающий водный поток ударяется о вогнутую часть лопасти 2 и, обходя ее, создает подъемную силу подобно крылу самолета. При дальнейшем увеличении скорости вращения гребных колес 1 подъемная сила выталкивает корпус судна 3 из воды, уменьшается гидродинамическое сопротивление и увеличивается скорость движения судна. На режиме «глиссирование» скорость вращения гребного колеса 1 такова, что лопасти 2 не заглубляются, а соприкасаются с поверхностью воды только своей вогнутой частью. На этом режиме достигается максимальная скорость движения судна. Кроме того при движении на таком режиме осадка судна минимальна, что позволяет проходить мелководье на высокой скорости.


Формула полезной модели

Судовой движитель, содержащий гребные колеса с лопастями, установленные по бортам корпуса судна на осях вращения, расположенных под прямым углом к направлению движения, отличающийся тем, что лопасти выполнены с гидродинамическим профилем, выпуклая часть которых направлена в сторону оси вращения гребного колеса, и повернуты от касательной к окружности гребного колеса под острым углом в сторону вращения гребного колеса.

РИСУНКИ

Главная Полный список полезных моделей
О комплексе
ХК «Дизель»
Как добраться
Бронирование
Вакансии