РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ

ФЕДЕРАЛЬНАЯ СЛУЖБА
ПО ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ СОБСТВЕННОСТИ,
ПАТЕНТАМ И ТОВАРНЫМ ЗНАКАМ
(19) RU (11) 108413 (13) U1
(51)  МПК

B63B7/00   (2006.01)

(12) ПАТЕНТ НА ПОЛЕЗНУЮ МОДЕЛЬ
Статус: по данным на 06.07.2012 - действует
Пошлина: учтена за 1 год с 08.07.2011 по 08.07.2012

(21), (22) Заявка: 2011128082/11, 08.07.2011

(24) Дата начала отсчета срока действия патента:
08.07.2011

Приоритет(ы):

(22) Дата подачи заявки: 08.07.2011

(45) Опубликовано: 20.09.2011

Адрес для переписки:
129090, Москва, пр-кт Мира, 6, ООО "Патентно-правовая фирма "ЮС"

(72) Автор(ы):
Крутянский Виктор Леонидович (RU),
Шаров Сергей Александрович (RU),
Шаров Александр Сергеевич (RU)

(73) Патентообладатель(и):
Общество с ограниченной ответственностью "Ватерлорд" (RU)

(54) КАТАМАРАН С ПОВЫШЕННОЙ ОБИТАЕМОСТЬЮ

(57) Реферат:

Изобретение относится к плавсредствам для туризма, водного слалома и спортивного сплава по равнинным и горным рекам, в частности, к разборным спортивным и/или туристским катамаранам. Катамаран содержит надувные гондолы и сборный каркас, выполненный из продольных и поперечных несущих балок. Новым является то, что поперечные несущие балки в поперечном сечении выполнены вертикально-овальными, при этом в поперечных несущих балках предусмотрены соединительные узлы с пружинным штоком-защелкой, выполненные с возможностью фиксирования продольных несущих балок относительно поперечных несущих балок и фиксирования соединения продольных несущих балок между собой, на поперечных несущих балках предусмотрены штатные клипсы крепления запасных весел, на каждой надувной гондоле предусмотрено наличие штатных грузовых отсеков, на обшивке которых предусмотрено размещение прозрачных гермокарманов, при этом катамаран оснащен регулируемыми сидениями для гребцов с регулируемой системой натяжения ремней-упоров, а также штатными карманами для спасконца и чального конца. Предусмотрены штатные крепления для термоса и/или емкости с водой. Регулируемые сидения для гребцов выполнены надувными или жесткими, а регулирование системы натяжения ремней-упоров осуществляется с помощью стальной пряжки-трехщелевки. Технический результат заключается в повышении эргономики катамарана, то есть в приспособлении рабочих мест и оборудования для наиболее безопасных и эффективных действий членов экипажа. 4 з.п.ф-лы, 3 ил.

Полезная модель относится к плавсредствам для туризма, водного слалома и спортивного сплава по равнинным и горным рекам, в частности, к разборным спортивным и/или туристским катамаранам.

Общеизвестно, что одним из значимых фактора, в существенной степени влияющих на оценку потребительских качеств плавсредств, в том числе, катамаранов, является обитаемость катамарана.

Кратко термин «обитаемость» можно сформулировать как «дружественность» продукта, удобство и комфортность при его эксплуатации.

Обитаемость судна - это комплекс факторов, характеризующих условия пребывания людей на судне. Элементами обитаемости надувных катамаранов являются удобство размещения груза и его сохранность, скорость и удобство погрузки/разгрузки вещей и надежность их крепления во время сплава, удобство системы креплений ремней-упоров для ног, удобство сидений для гребцов и возможность их регулировки, удобство и скорость доступа спасконца и чального конца, наличие удобных и защищенных мест для карт, кино- и видеоаппаратуры, системы навигации (GPS), курительных принадлежностей, наличие штатных креплений для термоса или емкости с водой, а также ремонтопригодность.

В большинстве имеющихся на рынке моделей вопрос обитаемости не достаточно проработан. Имеющиеся модели практически не уделяют этому вопросу сколько-либо серьезного внимания.

Так, из уровня техники известен катамаран, поплавки которого, с целью повышения эксплуатационных качеств катамарана, выполнены усеченными сверху горизонтальной плоскостью, образуя площадку, места для гребцов снабжены упорами для ног, закрепленными на располагающихся вдоль бортовых кромок балках, а упоры для ног снабжены гибкими петлями (см. SU 921941 от 25.04.1982).

Недостатком известного катамарана является недостаточная оптимизация рабочих мест и оборудования для максимально эффективных действий членов экипажа.

Наиболее близким по технической сущности к предлагаемой полезной модели является гребное плавсредство, в местах для гребцов которого установлено по четыре петли для одновременной фиксации колен и бедер, причем все петли выполнены с регулируемыми по длине участками ленточных звеньев, образующих эти петли (см. RU 6551 от 16.05.1998).

Недостатком прототипа, как и в предыдущем случае, является недостаточная оптимизация рабочих мест и оборудования для максимально эффективных действий членов экипажа.

Задачей заявленной полезной модели является создание удобного в эксплуатации катамарана.

Технический результат, достигаемый при решении поставленной задачи, выражается в повышении эргономики катамарана, то есть в приспособлении рабочих мест и оборудования для наиболее безопасных и эффективных действий членов экипажа.

Заявляемый технический результат достигается за счет того, что катамаран содержит надувные гондолы и сборный каркас, выполненный из продольных и поперечных несущих балок. Новым, согласно предлагаемой полезной модели, является то, что поперечные несущие балки в поперечном сечении выполнены вертикально-овальными, при этом в поперечных несущих балках предусмотрены соединительные узлы с пружинным штоком-защелкой, выполненные с возможностью фиксирования продольных несущих балок относительно поперечных несущих балок и фиксирования соединения продольных несущих балок между собой, на поперечных несущих балках предусмотрены штатные клипсы крепления запасных весел, на каждой надувной гондоле предусмотрено наличие штатных грузовых отсеков, на обшивке которых предусмотрено размещение прозрачных гермокарманов, при этом катамаран оснащен регулируемыми сидениями для гребцов с регулируемой системой натяжения ремней-упоров, а также штатными карманами для спасконца и чального конца.

Целесообразно наличие штатных креплений для термоса и/или емкости с водой.

Для удобства пользования регулируемые сидения для гребцов могут быть выполнены надувными или жесткими, а регулирование системы натяжения ремней-упоров будет осуществляться с помощью стальной пряжки-трехщелевки.

Вертикально-овальные поперечные сечения поперечных несущих балок позволяют увеличить прочность каркаса в критическом вертикальном сечении без увеличения веса, что в совокупности с соединительными узлами, фиксирующими пружинными штоками-защелками продольные несущие балки относительно поперечных несущих балок и соединения продольных несущих балок между собой обеспечивает и удобство сборки/разборки катамарана за счет простоты, сокращения операций и затрачиваемого времени, и повышение комфортных условий сплава за счет повышения жесткости конструкции и устойчивости к волне, и облегчение транспортировочного веса.

Наличие штатных клипс крепления запасных весел обеспечивает комфортную доступность запасного весла в нештатной ситуации и позволяет в случае утери или поломки весла быстро восстановить работоспособность члена экипажа.

Наличие штатных удобных грузовых отсеков, освобождающих пространство между гондолами от груза, обеспечивает возможность удобной обратной посадки «с воды» и позволяет предохранить груз в аварийной ситуации, в том числе, при перевороте, что значительно улучшает условия сплава по рекам.

Наличие прозрачных гермокарманов, расположенных в оптимальных местах на обшивке штатных грузовых отсеков, позволяет размещать навигационные карты, кино- и видеоаппаратуру, систему навигации (GPS), курительные принадлежности и т.п., что также значительно улучшает условия путешествия. Наличие штатных креплений для термоса и/или емкости с водой также может оказаться удобным для членов экипажа.

Оснащение катамарана надувными или жесткими регулируемыми сидениями для гребцов с регулируемой системой натяжения ремней-упоров со стальной пряжкой-трехщелевкой, значительно улучшает условия эксплуатации катамарана, оптимизирует посадку гребцов, ее надежность и качество.

Наличие штатных карманов для спасконца и чального конца является удобным усовершенствованием, позволяющим во время швартовки или в аварийных ситуациях любому члену экипажа мгновенно предпринимать необходимые действия в виду наличия спасательного или чального конца (в зависимости от ситуации) в штатном месте, готовым к применению.

Далее предлагаемая полезная модель будет раскрыта в предпочтительном варианте исполнения более подробно, со ссылкой на графические материалы, на которых:

- фиг.1 - общий вид катамарана (вид сверху),

- фиг.2 - общий вид катамарана (вид сбоку),

- фиг.3 - соединительный узел с пружинным штоком-защелкой.

Катамаран содержит две зеркально-идентичных гондолы, связанных между собой посредством сборно/разборного каркаса.

Каркас катамарана содержит закрепленные между собой продольные несущие балки 1 и поперечные несущие балки 2, выполненные из любого подходящего материала, например, из дюралюминиевого сплава.

Поперечные несущие балки 2 в поперечном сечении выполнены вертикально-овальными, что позволяет значительно увеличить прочность каркаса в критическом вертикальном сечении без увеличения его веса.

Соединения продольных несущих балок 1 между собой выполнены по принципу «труба в трубу» за счет редуцированных (обниженного диаметра) законцовок.

Для фиксирования соединения продольных несущих балок 1 между собой и для фиксирования продольных несущих балок 1 относительно поперечных несущих балок 2 в поперечных несущих балках 2 предусмотрены соединительные узлы 3 с пружинным штоком-защелкой (см. фиг.3).

Соединительный узел 3 прохождения элементов продольного каркаса (продольных несущих балок 1) сквозь замки в поперечных несущих балках 2, снабженных штоковыми пружинными защелками, позволяет обеспечить быструю и простую сборку элементов («до щелчка») и их однозначную жесткую фиксацию относительно друг друга. Время сборки каркаса сокращается до 5-10 минут, принципы сборки интуитивно понятны и не сложнее, чем сборка любого разбираемого бытового прибора.

Для повышения диагональной жесткости катамарана набор элементов продольного каркаса выполняется с замкнутым контуром. Соединение продольных несущих балок 1 в замкнутый контур обеспечивается гнутыми соединительными трубчатыми элементами 4 стыковкой «труба в трубу» за счет редуцированных законцовок.

Следует отметить, что предлагаемая конструкция сборного каркаса катамарана позволяет снизить вес катамарана за счет возможности применения балок каркаса меньшего поперечного сечения без потери прочности, а также достаточна надежна в применении и легко ремонтируется в походных условиях.

На каждой гондоле предусмотрено наличие штатных грузовых отсеков (контейнеров) 5.

Штатные грузовые отсеки 5 на каждой гондоле располагаются, предпочтительно, между местами, предусмотренными для размещения членов экипажа (гребцов), и выполняются, предпочтительно, из гидростойкого материала.

Штатные грузовые отсеки 5 предназначены для размещения в них багажа и предохранения багажа от дождя, брызг, а также от утери и промокания в случае переворота катамарана.

На обшивке штатных грузовых отсеков 5 выполняются прозрачные гермокарманы, расположенные в оптимальных местах. Гермокарманы предназначены для размещения с возможностью мгновенной доступности (в том числе визуальной) навигационных карт, кино- и видеоаппаратуры, системы навигации (GPS), курительных принадлежностей и т.п.

На обшивке штатных грузовых отсеков 5 могут выполняться, также, штатные крепления для термоса и/или емкости с водой.

Наличие штатных грузовых отсеков 5, размещаемых на гондолах, освобождает пространство между гондолами от груза, что значительно облегчает обратную посадку с воды оказавшегося за бортом члена экипажа, а также позволяет разместить на поперечных несущих балках 2 сборного каркаса штатные клипсы 6 крепления запасных весел 7, что делает комфортной доступность запасного весла 7 в нештатной ситуации и позволяет быстро восстановить работоспособность члена экипажа в случае утери или поломки рабочего весла.

Для удобства использования спасательного и чального концов предусмотрены штатные карманы для их размещения, что позволит сократить время их поиска и подготовки к применению.

Для обеспечения комфортной посадки гребцов и увеличения времени безостановочных переходов сидения 8 для гребцов выполняются регулируемыми по высоте, ширине и углу наклона относительно горизонтальной плоскости. Для удобства их использования сидения могут быть выполненными как надувными, так и жесткими. Каждое сидение 8 оснащается регулируемой системой 9 натяжения ремней-упоров, что облегчает процесс управления катамараном.

Регулирование системы натяжения 9 ремней-упоров осуществляется с помощью стальной пряжки-трехщелевки или любым другим известным способом.

Таким образом, предлагаемые оригинальные компоновочные решения, конструкция отдельных элементов катамарана и связей между ними, способствуют созданию удобного в эксплуатации катамарана с повышенными эргономическими свойствами, оптимально приспособленного для наиболее безопасных и эффективных действий членов экипажа, исходя из физических особенностей человеческого организма.


Формула полезной модели

1. Катамаран, содержащий надувные гондолы и сборный каркас, выполненный из продольных и поперечных несущих балок, отличающийся тем, что поперечные несущие балки в поперечном сечении выполнены вертикально-овальными, при этом в поперечных несущих балках предусмотрены соединительные узлы с пружинным штоком-защелкой, выполненные с возможностью фиксирования продольных несущих балок относительно поперечных несущих балок и фиксирования соединения продольных несущих балок между собой, на поперечных несущих балках предусмотрены штатные клипсы крепления запасных весел, на каждой надувной гондоле предусмотрено наличие штатных грузовых отсеков, на обшивке которых предусмотрено размещение прозрачных гермокарманов, при этом катамаран оснащен регулируемыми сиденьями для гребцов с регулируемой системой натяжения ремней-упоров, а также штатными карманами для спасконца и чального конца.

2. Катамаран по п.1, отличающийся тем, что предусмотрено наличие штатных креплений для термоса и/или емкости с водой.

3. Катамаран по п.1, отличающийся тем, что регулируемые сиденья для гребцов выполнены надувными.

4. Катамаран по п.1, отличающийся тем, что регулируемые сиденья для гребцов выполнены жесткими.

5. Катамаран по п.1, отличающийся тем, что регулирование системы натяжения ремней-упоров осуществляется с помощью стальной пряжки-трехщелевки.

РИСУНКИ

Главная Полный список полезных моделей
О комплексе
ХК «Дизель»
Как добраться
Бронирование
Вакансии